ПРОБЛЕМА КАЛЕНДАРЯ В НАШЕ ВРЕМЯ

 


 

Республиканский календарь французской революции

Григорианская реформа 1582 г. завершила сближение календарного времени с астрономическим (расхождение в одни сутки накапливается только за 3323 года что не имеет практического значения). Но осталось прежнее несовершенство внутренней структуры календаря с ее непостоянством, различным числом дней Е месяцах и раздроблением недель между "месяцами.

Эти недостатки становились все более ощутимым после начавшегося в XVIII в. в Европе промышленного переворота. Во Франции была сделана попытка реформы, неудачно затронувшая не только структуру, но и астрономическую привязку календаря. В 1973 г. был введен «Республиканский календарь» французской революции, в котором год, как и в древнеегипетском, со-* стоял из 12 месяцев по 30 дней с подразделением вместо недель на три декады, плюс пять или шесть дополнительных дней в конце года.

Начало года вместо 1 января было установлено в полночь того дня, на который по парижскому времени приходится момент осеннего равноденствия. Ввиду того что астрономический момент осеннего равноденствия з календарном выражении колеблется по годам в пределах смежных дат, день нового года стал вибрирующим и устанавливался на каждый год особо.

Это было не только неудобно само по себе, но и перемещало календарные даты в году, нарушало точный учет событий во времени. Григорианская система високосных годов была при этом нарушена.

Счет месяцев и летосчисление стали вести со дня провозглашения республики — 22 сентября 1792 г., который случайно совпал в том году с днем осеннего равноденствия.

Так как дни декады соответствовали определенным числам месяцев, то в этом отношении календарь был постоянным!.

Были установлены новые названия месяцев:

4. Нивоз снежный (с 21/22 декабря)
5. Плювиоз дождливый
6. Вентоз   ветреный
7. Жерминаль прорастания
8. Флореаль цветения
9. Прериаль лугов
10. Мессидор полевой
11. Термидор  жаркий
12. Фрюктидор плодоносный
1. Вандемьер сбора винограда
2. Брюмер туманный
3. Фример  изморозный

Эти месяцы не совпадали с общепринятыми месяцами действующего календаря, так как они были смещены приблизительно на декаду. Такой календарь официально действовал во Франции 12 лет и был отменен в 1805 г. Неудачу реформы можно объяснить большими и необоснованными изменениями действующего многие столетия календаря, серьезным неудобством непостоянного начала года, большим смещением календарных дат, а также узконациональным характером этой реформы.

Возникновение разных проектов

Позже в различных странах предлагалось много Других проектов постоянного календаря. Они вместе с французским являются вариантами двух основных:

1) сохранение   семидневной   недели,   установление 28 дней в месяце и введение тринадцатого месяца;

2) установление 30 дней во всех месяцах и переход на шестидневные или пятидневные недели или же декады.

В первом случае в остатке оказывается один день (в високосном году — два), во втором — пять (в високосном— шесть) дней, размещение и координация которых приводит к различным вариантам.

Основной недостаток всех этих вариантов заключается в требовании значительных изменений действующего календаря, что в настоящее время практически нереально.

В XX веке введение постоянного календаря стало не только желательным, но и необходимым в связи с развитием планирования, с механизацией учета и расчетов во всех областях народного хозяйства и в других сферах жизни. Еще в 20—30-х годах возникли различные комитеты по подготовке реформы календаря как в отдельных странах, так и при Лиге Наций в Женеве. Вторая 'мировая война прервала эту работу.

После войны вновь возник вопрос о реформе календаря. Вместе с тем стало ясно, что в настоящее время возможна лишь реформа с небольшими изменениями структуры календаря. Поэтому целесообразно отказаться от изменения системы неделя — месяц.

При сохранении семидневной недели и двенадцати месяцев постоянство календаря может быть достигнуто только в результате исключения одного дня из недельного счета. Необходимость установления такого стабилизирующего календарь «вненедельного» дня была показана еще в 1834 г. итальянцем Марко Мастрофини, поместившим в своем проекте этот день в конце года. В 1888 г. французский астроном Гюстав Армелин опубликовал аналогичный проект, но поместил стабилизирующий день в начале года, перед первым января. Де-

фект таких предложений в том, что в них стабилизирующий день исключен не только из недельного, но и из месячного счета, т. е. лишен даты. Этот недостаток перешел и в проект ЭКОСОС ООН.


Проект ЭКОСОС ООН

В 1953 г. по инициативе правительства Индии вопрос о реформе календаря был поставлен в Организации Объединенных Наций. Экономический и Социальный совет ООН в 1954 г. одобрил проект постоянного календаря, в котором исключено скольжение дней не-; дели по числам месяцев и раздробление недель между/ кварталами. В каждом квартале установлено по 13 не-' раздробленных семидневных недель плюс в конце года; вместо 31 декабря праздничный день Мира, который1 исключен из недельного и месячного счета (т. е. без числа, месяца и дня недели).

По этому проекту требуется внести изменения в шести месяцах: прибавить в феврале два дня, а в апреле один день и убавить по одному дню в марте, мае, августе и декабре. При этом четыре месяца (первые в кварталах) содержали бы по 31 дню, а восемь месяцев—по 30 дней. Високосный день вместо 29 февраля намечался между 30 июня и 1 июля (без даты) и объявлялся праздничным днем.

В результате этих изменений достигалось номинальное постоянство количества рабочих дней (26) во всех месяцах при одном выходном дне в неделю. В действительности же такого постоянства не может быть из-за национальных праздников. С переходом на два выходных дня в неделю исчезает и это номинальное постоянство.

Из всех требуемых по проекту ООН изменений, касающихся шести месяцев, можно признать необходимым только одно — исключение из недельного счета дня 31 декабря. К недостаткам проекта ООН следует отнести фиксирование начала недели в воскресенье. В деловой жизни и в быту чаще всего принято считать воскресенье концом недели, о чем свидетельствует хотя бы известное выражение «уикэнд» (конец недели), относящееся к воскресному отдыху.

Этот проект не был принят некоторыми странами, и с 1956 г. дело реформы календаря в ООН не продвину-

лось. Сила традиций во многих странах мира столь велика, что можно рассчитывать на успех реформы календаря лишь при его минимальном изменении, но таком, которое устранило бы наиболее неудобные недостатки.


Отношение церкви к реформе календаря

До недавнего времени считалось, что одним из существенных препятствий в деле реформы календаря в глобальном аспекте является отрицательная позиция церкви. Однако необходимость введения постоянного календаря не могут игнорировать и современные религиозные общины. Так, руководители католической церкви на Втором ватиканском соборе, состоявшемся в 1961—1964 гг., высказались в пользу постоянного календаря, что зафиксировано в решениях собора. Для христианских церквей такое решение связано со стабилизацией дня пасхи.

Этот вопрос был поднят еще в начале нашего века. Тогда предлагалось при скользящем календаре ограничить передвижение дня пасхи в пределах семи дней. Стабилизировать же общехристианский праздник пасхи - воскресенье с неизменной датой возможно только при постоянном календаре. Поэтому вместе с заключением о постоянном календаре Второй ватиканский собор принял решение об установлении дня пасхи в какой-нибудь определенный воскресный день по григорианскому календарю.

Следовательно одно из существенных препятствий в деле реформы календаря в глобальном аспекте отпадает. Наоборот, вместо оппозиции реформе католическая церковь будет содействовать ее проведению, как необходимому условию стабилизации дня пасхи. Можно предположить, что и другие церкви, как христианские, так и нехристианские последуют примеру Ватикана. Но такой вывод можно сделать только но отношению к минимальному изменению, стабилизирующему календарь. Против других изменений, в особенности против сокращения семидневной недели, все церкви будут в настоящее время возражать, что явствует как из материалов Второго ватиканского собора, так и из религиозных канонов, связанных с древней семидневкой.

Hosted by uCoz